Футбольный тренер – это тот человек, который преподает футбольные приемы и стратегии, а также постоянно находится в процессе развития и самосовершенствования. В тоже время тренер – это эксперт, способствующий развитию самосознания обучающихся и создающий возможности для обучения.
Основная задача тренера – передать своим подопечным знания и навыки через специальные ролевые тренировки. Для выполнения этой задачи тренер должен обладать рядом качеств, как:
– эмоциональный интеллект и/или способность распознавать собственные и чужие эмоции: знать, как к ним относиться;
– открытость к диалогу и способность признавать свои ошибки;
– самокритичность (крайне важно уметь находить ошибки в своих действиях, признавать их, нести ответственность и устранять их, подвергать сомнению себя, принимать чужую точку зрения, ставить себя на место других и находить альтернативные решения);
– уверенность в себе, помогающая мотивировать учащихся;
– гибкость мышления (способность адаптироваться к новым схемам и методикам);
– энтузиазм и страсть в работе: все начинается с сердца и от любви к своему делу;
– дидактическая подготовка и умение доносить свои мысли простым и понятным способом.

Как вы думаете, являются ли эти качества врожденными или «тренерами не рождаются, а становятся»? Трудно ответить на этот вопрос однозначно, тяжело определить, что из этого является врожденным, а что приобретенным в процессе работы над собой. Но очевидно одно: тренер постоянно должен развиваться и расти, в том числе и в психологическом аспекте. Тренер, особенно детский, должен быть хорошим психологом и для этого обладать следующими важными качествами:
– внутренним локусом контроля, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам.
– «дипломатичность», заключается в умении четко выражать свои чувства и эмоции и правильно вести себя при любых жизненных обстоятельствах
– способность защищать свои права и выражать свое мнение, даже если оно не совпадает с другими и убедительно следовать своим идеям, уважая идеи других
– понимание настроения окружающих, распознание их вовлеченности и эмоций (качество отношений между тренером и его учеником основывается на понимании чувств и потребностей своих подопечных).
– умение решать проблемы, анализировать происходящее и воплощать стратегии для преодоления трудностей и достижения поставленных целей.
Список качеств, которыми должен обладать тренер, может быть бесконечным. Особенно для того тренера, который постоянно растет и развивается. Организация тренировочного процесса – не простая задача, при ее проведении тренер должен уметь сочетать технические, тактические, коммуникативные, образовательные и психологические качества. Только так тренировка становится полезной и продуктивной для футболиста, максимально способствующей его профессиональному и личностному развитию.
Тренеры должны знать всех своих спортсменов, их сильные и слабые стороны не только на уровне футбола, но в бытовых, психологических аспектах их жизни и использовать различные критерии тренировки в соответствии с каждым отдельным спортсменом. Помните об этом и совершенствуйтесь.